Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (по Г.М.Андреевой)

Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания

Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы)

Пример: На работе человек - жесткий, требовательны, а дома - ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения).

2) Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии -> главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).

 3) Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд С. Петербургских и Московских авторов отечественной психологии.

4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований

Предмет, задачи, методы социальной психологии

Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х — на­чале 1960-х гг. XX в. Эта дискуссия была вызва­на двумя важными обстоятельствами:

1)возрастающими запросами практики;

2)изменениями, произошедшими в области самой психологической науки. Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований.

    Начало дискуссии положила статья А. Г. Ковзлева(1959г\), вкоторой рассматривались два основных вопроса:

1)понимание предмета социальной психологии и круга ее задач;

2)соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией —с другой стороны.

О предмете социальной психологии нет обще­принятого представления. Это обусловлено вы­сокой сложностью социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэто­му каждое психологическое направление выде­ляет свой круг ведущих проблем.

Существуют два основных подхода к во­просу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй — главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обо­значился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и по­ложение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее; социальная психология — это отрасль психо­логической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обуслов­ленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенно­сти этих общностей.

Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в со­циальные общности.

По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникнове­ния, функционирования и проявления социаль­но-психологических явлений намакро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормаль­ных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психо­логии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

 

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Особенностью социальной психологии явля­ется ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конк­ретными задачами, которые стоят перед об­ществом определенного типа, его традициями, культурой.

Задачи для исследователей:

1)корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;

2)отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе   исследований; понимать и осознавать пробле­мы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.

    

     В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потреб­ность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стерео­типов, смена ролевого поведения, этнополити-ческие конфликты. Реальна проблема психиче­ского здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здраво­охранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезнен­но. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

1)теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3)выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

5)выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

            Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социаль­ной психологии, поэтому главная задача со­циального психолога — уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна.

 

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

            Проблемы методологии важны для любой науки. Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике иссле­дования одновременно методологических прин­ципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает на­ложение закономерностей общественного раз­вития и развития психики человека. Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных тер­минологических словарей.

            В современной науке термином методоло­гия (от греч. methodos«путь познания») обо­значают три разных уровня научного знания.

1.                 Общая методология — это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.

2.                  Частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социаль­ного контекста.

3.                  Методологические приемы (методо­логия) по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п. Могут подразделяться на метод (стратегию исследо­вания) и методику (способы фиксации эмпи­рических данных, или техники. Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и спе­циальной методологии. Такая зависимость не абсолютна. Одни и те же методы и методики могут применяться в рамках различных мето­дологий.

 

            Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

1)наличие конкретного объекта исследования;

2)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

3)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

4)объяснение и прогнозирование фактов и яв­лений.

Отличительными чертами научного иссле­дования являются тщательно собранные дан­ные, объединение их в принципы, проверка и ис­пользование этих принципов в дальнейшей работе.

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Существуют различные классификации со­циально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.

Методы феноменологизации и концептуализации — позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальны­ми потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.

Методы исследования и диагностики наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологи­ческих явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индиви-дови групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Моделирование — конструирование моде­ли, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3.Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статисти­  ческие методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Ме­
тоды обработки даютчисла, а интерпретации по­зволяют перевести их в психологические поня­
тия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4.Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5.Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6.Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры,тренинги межличностной чувствительно­сти и личностного роста и т. п.),

7.    Методы конструирования и твор­чества — позволяют использовать потенци­ал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).


© 2008-2024
Админ