Происхождение и сущность сознания
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж
споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из
познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как
попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически.
Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от
материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и
только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при
помощи мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и
связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в
рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами
противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная
субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно
связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому,
что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей.
Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство
высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и
различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее
свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов
отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как
свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не
сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с
вызывающими их матер объектами.
Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том,
что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем
предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения
человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными
предшествующими поколениями - прежде всего способностью отражать в
матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в
реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в
целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В
этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей
формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении
соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.
Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное
есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и
преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит
мозг.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение.
Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого
взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под
воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные
отражения - отпечатки , следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму
психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и
обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них
сообразно своим потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и
состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики.
Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и
бессознательные процессы.
© 2008-2024
Админ