Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывани линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовани находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".

Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.

Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания

Философия схоластов. Понятия номинализма и реализма.

 

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).

Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на четыре природы:

1.   Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

2.   Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3.   Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4.   Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.



Характерные черты средневековья

Средневековьем называют период между падением Древнего Рима в 5 веке и Новым временем, 15 век, его условно можно разделить на три периода: 
Раннее средневековье, от начала эпохи до 9 – 10 в.
Высокое (классическое) средневековье, 10, 11 – 14 в.
Позднее средневековье, 14—15 в.

Раннее средневековье установилось после падения Римской империи, варвары селились на территории бывшей великой империи и ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые европейцы, как правило принимали Христианство, которое к концу существования римской империи стало государственной религией. Распространение христианской религии стало важной чертой средневековья. Третьим важнейшим процессом было формирование молодых европейских государств, находящихся на территории бывшей римской империи. Становление государств сопровождалось постоянными войнами набегами и грабежами, которые замедляли экономическое и культурное развитие.

Основная масса населения средневековой Европы состояла из сельских жителей, жизнь которых была подчинена ежедневной рутине и их кругозор был значительно ограничен. Не смотря на презрение аристократических слоев к крестьянству, последнее было главным регулятором социального ритма жизни. Между правящим классом и крестьянством стояла церковь, которая призывала сильных мира к милосердию по отношению к слабым и обездоленным. Это отношение происходило из христианских идеалов бедной и смиренной жизни. Правда осуждение богатсва яростно звучавшее в 3—5 веках в последствии было значительно приглушено, так как в это время церковь становится крупным собственником. 
Характерной чертой раннего средневековья была плохо распространенная письменность, разнообразные диалекты распространненый в западной Европе не могли овладеть письменностью, поэтому оставались под властью латыни, основным носителем которой было духовенство. Быть грамотным в то время означало знать латынь, поэтому было распространено разделение общества на litterari, образованных людей и illiterari – темных и неученых, довольствующихся грубым народным языком.

 С 5 по 9-й век большая часть школ была в руках церкви, она составляла учебную программу и выбирала учащихся, которые готовились к служению церкви. В церковных школа преподавались унаследованные от античности дисциплины: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Незначительное число внешних школ давало образование детям из аристократических кругов. После определенного подъема 8—10 веков, качество образование начинает заметно снижаться, в церковных кругах распространяется невежество, приходят в упадок мастерские по переписыванию книг. Теперь чтение становится малодоступно даже людям из состоятельных семейств. При этом уровень образование был крайне низок не только у низших слоев населения, но и в церковной и аристократической среде. Особенно ужасающим был уровень образования священнослужителей, которым было доступно толкование библии. В период раннего средневековья активно развивалась устная поэзия и эпос, что наиболее ярко проявилось в Англии и ряде северных стран. Культура раннего средневековья существовала через сознание безграмотного человека, это была культура молитв, сказок и мифов.

Одновременно слово, не печатное, а устное, обладало, в сознании людей, огромной силой, молитвы воспринимались как заклинание, проповеди, как руководство в повседневной жизни. Такой способ восприятия способствовал формированию некой системы символов, содержащих высший смысл. Этим объясняются некоторые особенности средневековой литературы, рассчитанной на глубоко религиозное, символическое сознание. Поэтому средневековая культура выражала прежде всего душу человека, приближая ее к Богу, переносила ее в божественный мир, описанный в Библии в житиях святых, соответственно этому определялось поведение средневекового европейца. 

 

Огромную роль в Раннем средневековье играла церковь. После падения римской империи, в условиях общего упадка культуры церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для разных стран. Эта структура имела не только значительное политическое влияние, но и тесную связь непосредственно с населением. В условиях тяжелой жизни и малочисленных знаний об окружающем мире, церковь предлагала стройную систему знаний о мире и действующих в нем силах. Таким образом вся культурная жизнь средневекового общества определялась христианством. Значительное место в общественной жизни занимало монашество, человек решивший посвятить себя богу уходил из мира, отказывался от имущества и принимал обет безбрачия. Но довольно быстро, уже в 6 веке, монастыри обзаводятся движимым и недвижимым имуществом, становятся крупными центрами образования и культуры. Но в то время еще многие люди сохраняли языческие верования, и проповедей было не достаточно для обращения в новую веру. Значительную роль в распространении христианства сыграло государство, приняв его в качестве официальной религии. Тем не менее, священнослужители еще долгое время боролись с остатками язычества в среде крестьянства, церковь уничтожала идолов и капища, запрещала поклоняться божкам и проводить язычески празднества, занятия гаданием и прорицанием. Правда, не обошлось без компромисса, многие старинные верования были тесно связаны с аграрной деятельностью, поэтому в троицу устраивался крестный ход по полям с молитвами об урожае, вместо принятого ранее ношения идола. Установление христианства как основной европейской религии не проходило гладко, так как у людей старые верования часто ассоциировались с народной свободой, церковь же была связана с государственной властью. Борьба в язычеством, таким образом, совпадала с процессом феодального подчинения крестьян. Средневековое общество обладало глубоким магическим восприятием природы и действующих в ней сил, чувствовало себя частью этого механизма. В сознании европейца мир представлял собой арену, где в постоянном противоборстве существуют небесные и адские силы, добро и зло. В этом контексте вера в чудеса была вполне естественной и все что предлагала библия люди воспринимали в буквальном смысле.

В средневековье мир виделся людям некой системой иерархии которую можно графически изобразить как пирамиду, вершиной которой был бог, нижние ступени занимали ангелы, архангелы, апостолы, святые, в определенном месте в эту систему включались люди, сначала папа, кардиналы, клирики, священнослужители, затем миряне, начиная со светской власти, нежней ступенью этой пирамиды был земной мир, растения и животные. А далее шло зеркальное отражение пирамиды, но с отрицательным значением, вершиной этого мира был дьявол. Церковь яростно боролось с языческими пережитками населения, часть старинных обрядов были включены в христианские службы, а остальные вещи изживались, велась настоящая охота за людьми, способными проводить языческие обряды и творить заклинания. Более всех в этом отношении пострадали женщины, издавна изготовлявшие амулеты и разные снадобья. В пособиях для священнослужителей большое внимание обращалось на способность некоторых женщин летать по ночам на шабаши. Таким образов характерной чертой этой эпохи становится консерватизм во всей общественной жизни, господство определенных стереотипов.

Среденевековая философия

Начало средневековой философии там, где философия впервые сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный ее этап - там, где их союз можно считать в основном распавшимся, то есть с I - II вв. до XIV -XV вв. н. э.
Как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. И тем не менее одна эпоха уходила в Лету, а другая завоевывала свое исторической пространство. Так же, как феодальное имело свои предпосылки в позднерабовладельческом обществе, в такой же мере средневековая философия начала свою историю в лоне позднеантичной культуры.
Поэтому мировоззрение «средневекового человека» опиралось, с одной стороны, на античную философию, с другой - на христианство, пытаясь согласовать и то, и другое. К тому же основоположники средневековой философии были в большинстве своем «отцами» христианской Церкви, что, несомненно, объясняет неповторимый колорит философии того периода.
Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы общественного сознания каждой эпохи, то для Античности главной была эстетико-космологическая идея, для Нового времени (XVI - XVIII вв.), как вы увидите в дальнейшем, в центре будет знание и его методы. Средневековье же пронизано теологической идеей. Что это значит?
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Поэтому средневековые философы постоянно озабочены вопросом об отношении религии и философии. Если на ранних этапах эпохи они думают о том, как поставить философию на службу религии, то позднее - как, сохраняя лояльность по отношению к религии, освободить философию из-под ее опеки.
При всем различии исторических этапов и специфике теоретических систем для средневековой философии в целом характерны следующие черты: 1) ретроспективность, 2) традиционализм, 3) дидактизм (учительство, назидательность).
Во-первых, это значит, что средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия, как единственный в своем роде полный свод всех возможных истин, сообщенных человечеству Богом. Но смысл этих истин зашифрован, закодирован, поэтому задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена.
Во-вторых, для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.
В-третьих, почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования). Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии слово «схоластика» стало употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам.
© 2008-2024
Админ