Аристотель, Aristoteles,
из Стагиры, 384-322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача
македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом.
В течение 20 лет (367-347) был учеником и соратником Платона, а после его
смерти, уязвленный выбором Спевсиппа руководителем Академии, оставил Афины и
преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на Лесбосе. В
В Македонии А. пребывал
7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал
собственную философскую школу, знаменитый Ликей (Lykeion), где преподавал 12
лет. В Ликее была крытая галерея для прогулок (peripatos), поэтому школу назвали
Перипатом, а ее адептов перипатетиками. Это было образцовое научное учреждение,
снабженное богатой библиотекой и ценными собраниями, привлекавшее выдающихся
ученых, специалистов в различных областях. Исследованиями руководил А., а их
результаты обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывавшую все знание
о мире того времени.
В
Согласно традиции, сочинения А. делятся обычно
на семь групп: 1) логические сочинения, которые позднейшие перипатетики назвали
Органон (Organon - инструменты), ибо логику отделил от философии еще сам А. и
признал необходимым инструментом и основой всякой науки;
2) сочинения из области физики, то есть науки
о природе (от греческого слова physis - природа);
3) биологические сочинения;
4) сочинения из области психологии;
5) произведения, касающиеся так
называемой первичной философии, помещенные Андроником после книг о физике и
названные поэтому Ta meta physika (пост-физические сочинения, метафизика);
6) так называемые практические сочинения по
вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права;
7) сочинения из области риторики и
поэтики.
В сохранившихся произведениях А.
мы находим многочисленные повторы и несоответствия, следы поправок и
комментарии, следовательно, можно предположить, что они представляют собой
собрание лекций и черновых набросков А., дополненных заметками его учеников и
слушателей. И если сегодня во многих случаях уже трудно распознать, что написал
сам А., то целое несет отпечаток его гения, уважение внушают широта знаний и
глубина его философской интуиции.
А. не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.
Логические сочинения А. включают ? трактатов:
Категории, О выражении мыслей, Первые аналитики, Вторые аналитики, Topika, О
софистических обманах. В Категориях (Kategoriai) А. излагает свою доктрину об
основах бытия, определяющих любой предмет. Он различает 10 категорий:
субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, сфера
воздействия, назначение и постижение. Центральным понятием является категория
субстанции.
Субстанция - это просто индивидуальный
конкретный предмет, отдельный человек, конь или дерево. Категории 2-10
обозначают лишь атрибуты данной субстанции, определяют ее точнее, представляют
то, что можно сказать о субстанции. Первая категория касается предмета
высказывания, девять остальных - различных заключений о нем. Помимо первичной индивидуальной
субстанции
А. выделял субстанцию вторичную,
родовую. Подлинным предметом познания является не первичная субстанция
(например, Каллиас), но вечная и неизменная вторичная (например, человек). А.
называет ее понятийной субстанцией и отождествляет с сущностью. Она тем не
менее проявляется в самих вещах (universalia in rebus), а не вне их, ибо
невозможно отделить предмет от его сущности, как это делал Платон,
противопоставляя идеи - вещам, мир идей - предметному миру.
Первая субстанция непрерывно изменяется от рождения до смерти, но
сохраняет при этом свою индивидуальность, тождественность себе самой,
развиваясь в рамках своего рода и вида. Основой человеческого знания являются
чувственное восприятие: наблюдение, эксперимент и познание фактов, но сверх
этого оно требует проникновения в причины. В поисках ответа на вопрос: почему?
- почему вещи изменяются, где заключена сила, позволяющая материи переходить из
одного состояния в другое и творить различные предметы - А. приходит к своей
доктрине о материи и форме. Каждая первичная субстанция есть синтез двух
неразделимых составляющих: материи (hyle) и формы (eidos), например, статуя
складывается из мрамора и образа. Если мы мысленно отделим одно от другого, то
материя будет движущей силой действия, в форма - его целью. Форма изменяет
материю в строго определенном направлении - в направлении максимального
развития родовых черт. Эти черты разум обобщает в понятия, которые мы различаем
путем дефиниции, "per genus proximum et differentiam specyficam" -
через родовую принадлежность и характерные отличия (например, человек есть
существо, обладающее даром речи и разумом). В материи заключена сила,
потенциальная возможность (гр.
dynamis, лат. potentia) реализуется благодаря форме (в яйце заключена
потенциальная курица, в желуде - дуб и т.д.).
Противоположностью "возможности"
является "действительность"
(energeia). Переход от возможности к действительности называется движением.
Через движение, в понимании А., проявляется воздействие силы, он различал 4
разновидности этого воздействия, то есть 4
рода движения: перемещение в пространстве (прямое и вращательное),
движение, производящее качественные изменения; движение, производящее
количественные изменения: увеличение и уменьшение, а также движение, вызывающее
возникновение или разрушение первичных субстанций. Источником движения является низшая форма, при этом высшая форма
есть цель этого движения. Чувственно воспринимаемый мир является миром материи,
формы и движения. Наряду с ним существует, однако, чистая форма и чистое
действие, без какой-либо примеси материи и возможности; это аристотелевский
Бог-Разум (Нус), существование которого основывается на осознании самого себя.
У человека его соответствием является созидательный бессмертный деятельный разум, противопоставленный пассивному,
который умирает вместе со смертной душой. В другом логическом трактате О
выражении мыслей (Peri hermeneias) А. устанавливает значение слов:
существительное, глагол, отрицательное и утвердительное предложение, суждение и
высказывание.
Он оговаривает особо суждения с выражением отношения, так называемые
модальные, и случаи пропуска отдельных звеньев логической цепочки. В Первых
аналитиках (Analytika protera) А. представляет определение силлогизма и
различает 3 его типа: научный, диалектический и эристический. Анализирует индуктивный и дедуктивный методы
умозаключения. Во Вторых аналитиках (Analytika hystera) он отдельно
рассматривает научные силлогизмы, в Topika - диалектические. Последнее
произведение является пособием по ораторскому искусству, объясняющим такие
термины, как 10 категорий, правила несоответствия и опущенной середины,
тождественность, род и вид, дефиниции и др. Трактат О софистических обманах
(Peri sphistikon elenchon) касается эристических суждений и обращен против
искусных в парадоксах философов так называемой мегарской школы. Среди сочинений
по физике самым значительным является трактат
Физика (Physike akroasis) в 8 книгах. В нем А. уточняет понятия, служащие
ему для объяснения явлений окружающего мира, и прежде всего понятие природы
(physis) и понятие движения (kynesis). А. выделяет виды движения, анализирует
его сущность и условия движения, понимаемого как отношение силы к материи. К
физическим сочинениям А. принадлежат также работы: О рождении и гибели и О
небе. В первом он отделяет абсолютные рождение и гибель от те, что связаны со
смешением и изменениями. Во втором трактате он воспроизводит картину мира и вводит новый, пятый
элемент - эфир. Шарообразный, вечно
вращающийся мир состоит из двух частей: дольней и горней. Первая - это
неподвижная земля, которую поочередно окружают три оставшиеся стихии: вода,
воздух и огонь. Горняя часть мира, начинающаяся от Луны, заполнена вечным и
неизменным эфиром, которому присуще вращательное движение в отличие от
прямолинейного движения воды, воздуха и огня. Понятия пространства и времени
находятся в непосредственной связи с движением. А. не признавал пустоты, а
движение понимал как взаимную смену мест. Согласно А., в природе господствует целесообразность, а соображения
целесообразности представляются важнейшими. Аристотелева картина мира
просуществовала в науке до времен Коперника, Галилея и Ньютона.
Чрезвычайно велики заслуги А. в области биологии. Он был сведущим и способным зоологом, интересовался
сравнительной морфологией животных и эмбриологией, опирался на
экспериментальный материал, различал ок. 500 видов животных, а его
классификация животного мира не утратила актуальности до времен Линнея. Самыми
значительными работами А. по биологии представляются: Анатомия животных (Peri
zoon morion), Размножение животных (Peri zoon geneseos), История животных (Peri
ta zoa historiai) и другие.
Среди психологических трактатов А. обращает на себя внимание объемный
труд О душе (Peri pshyches) в 3 книгах. А. приводит определение души, а затем
разграничивает одушевленные тела (somata empshycha) и тела, лишенные души
(somata apshycha). Одушевленные тела он делит на растения, животных и людей.
Растительная или вегетативная душа предназначена только к питанию и продолжению
рода, животная душа наделена вдобавок способностью восприятия, желания (воли) и
движения, а человеческая душа - привилегией разумного мышления. Согласно А.,
существует две разновидности мышления: обычное, дискурсивное мышление и
теоретическое, интуитивное. Первое А. связывает с пассивным разумом (nus
pathetikos), сопутствующим индивидуальной и смертной душе, другое - с
бессмертным и универсальным разумом (nus poietikos). Благодаря деятельному
разуму мы познаем основные правила логического мышления и абстрактные понятия,
не поддающиеся доказательству, но являющиеся научными аксиомами.
Теоретической философией А. занимается в Метафизике. Она состоит из 14 книг и является собранием трактатов. Цельные сочинения представляют собой только кн. VII и VIII, рассматривающие понятие субстанции, и кн. V - о многозначных словах. В кн. I А. разграничивает 4 принципа - начала существующих вещей: форма, материя, источник движения и цель. Впоследствии он сводит их к двум основным - формальному началу (форме) и материи. Характеризуя материю, он говорит о так называемой первичной материи (prote hyle), не имеющей ни признаков, ни формы; оформленную же материю он называет конечной материей (eschate hyle). Материя и форма тесно вязаны между собой в мире, который мы видим.
Существует, однако, чистая форма, без примеси материи - Бог-Разум. Ему
А. посвящает XII кн. Метафизики и называет его первым "неподвижным"
источником движения, свободным от всякой материи, вечно действительной мыслью,
представляющей последнее условие существования мира явлений. Его сознание
определяет жизнь и существование вселенной.
Следующая группа сочинений А.
касается так называемой практической
философии: этики, политики, теории государства и права. Среди этических
трактатов А. наиболее известна Никомахова этика (Ethika Nikomacheia) содержащая
знаменитый принцип умеренности (mesotes); добродетель помещается в так
называемой золотой середине между двумя крайностями; мужество, к примеру,
находится между удальством и трусостью. А. делит добродетели на практические и теоретические. Теоретические добродетели
- интеллектуальные - связаны с так называемой теоретической жизнью (bios
theoretikos), созерцательной и дающей наибольшее счастье. Эта же этика
совершенства представлена в кн. X Никомаховой этики, а также в Эвдемейской
этике (Ethika Eudemeia). Великая этика (Ethika Megala) не считается подлинным
сочинением А. В кн. VIII-IX Никомаховой этики А. говорит об этике, основанной
на привязанности (filia). Гражданской, общественной этике А. посвятил свою
Политику, вмещенную в 8 книг. Это сборник ряда трактатов, в которых на
конкретном материале существующих законов А. представляет теорию справедливого государства и наилучшего общественного строя.
Каждое государственное устройство хорошо, если оно обеспечивает благо всех
граждан. Существует главным образом 3 хорошие формы управления: монархия, аристократия и народовластие; и 3
плохие: тирания, олигархия и охлократия. Две последние книги Политики
представляют образ идеального государства.